СЕГОДНЯ ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ ПОЭТА ПЛИЕВА ХАРИТОНА


Харитон (Хадо) Давидович Плиев родился в 1908 г. в сел. Рук. Джавского района Южной Осетии.Здесь он получил начальное образование. В 1930 г. окончил Сталинирский педагогический техиикум.

Проработав два года учителем в школе и в редакции газеты «Большевистское искусство» («Большевикон аивад»), X. Плиев в 1932 г. поступил на литературный факультет Московского пединститута, через два года перевелся на соответствующий факультет Московского института философии, литературы и истории. В 1936 г. он приехал в Орджоникидзе, не завершив учебу. Здесь работал в радиокомитете редактором детского вещания, затем завотделом литературы газеты «Растдзинад».В 1937 г. X. Плиев переехал н Южную Осетию. Был избран председателем правления Союза писателей Южной Осетии. В 1940-42 гг. работал в СОНИИ и в Сталинирском пединституте.

В 1942 г. его призвали в армию. Демобилизовался в 1944 г. Переехав в Орджоникидзе, работал в книжном издательстве «Ир», в редакциях журнала «Мах дуг» и газеты «Молодой коммунист».X. Д. Плиев умер 26 декабря 1966 г.Первые стихи поэта «Коста» и «Наступила весна» («Ралæууыд уалдзæг») были опубликованы в 1928 г. в журнале «Фидиуæг». Через три года поэт публикует поэму «Салимат», признанную одним из лучших произведений осетинской поэзии тех лет. В поэме автор изобразил подлинные события — чудовищные злодеяния грузинских меньшевиков в 1920 г. в Южной Осетии и героическую борьбу трудящихся Южной Осетии за устаншление Советской власти.Образ главной героини поэмы Салимат поэт наделил лучшими чертами молодой девушки-осетинки: красотой, гордостью, смелостью, любовью к свободе. Ее, бежавшую вместе со всеми от меньшевиков, ночью похитили разбойники. Смелая горянка убила похитителя его же кинжалом и ускакала на его коне от других разбойников. Но под ней замертво падает конь. Салимат, убедившись в невозможности спастись, бросается в бурную реку и погибает в ее волнах.Бороться за честь и свободу до последнёго дыхания — главная идея поэмы «Салимат».

В 1932 г. вышел первый сборник стихов поэта «Искры» («Цæхæртæ»). Поэт сопоставляет жизнь советских людей с жизнью осетинского народа в дореволюционном прошлом, яркими поэтическими красками рисует картины счастливой жизни свободных советских людей.Второй сборник «Сердце» («Зæрдæ», 1938) составил новый цикл стихов, в которых раскрывается внутренний мир человека. В сборник включены стихи о Красной Армии, о летчиках, поэт создает образ всадника, который символизирует собой человека нового времени («Новый всадник» — «Ног барæг», «Мой конь» — «Мæ бæх»), Здесь же стихи, посвященные С. М. Кирову и Серго Орджоникидзе.Стихи для детей, занимающие видное место в поэзии X. Плиева и значительно обогатившие осетинскую детскую литературу, выходили отдельными книгами: «Цветок» («Дидинæг», 1939 г.), «Вечная радость» («Æнусон цин», поэма, 1940 г.), «Тузар» (1948 г.), «Детям» («Сабитæн», 1956 г.). Ряд стихотворений X. Плиев написал в годы Великой Отечественной войны. В них — мотив дружбы народов и социалистического интернационализма («Могила героя» — «Хъæбатыры ингæн») и др. 

После войны Плиев пишет стихи о борьбе за мир, о дружбе народов, о трудовых достижениях советских людей, в частности, стррителях Волго-Донского канала.Наиболее крупное и значительное произведение «Сказание о победе» («Уæлахизы кадæг»), над которым поэт начал работать еще до войны, издано на осетинском языке в 1950 и на русском в 1951 г. Сюжетной основой для поэмы послужили исторические предания о грабительских набегах дигорских феодалов. Автор повествует о героическом отпоре трудовых горцев Алагирского ущелья вероломным баделятам-алдарам Дигорского ущелья. Этих врагов народа поэт изобразил жестокими, чванливыми, любящими поживиться за счет трудового народа. Им противопоставлены образы храбрых и свободолюбивых горцев-бедняков, среди которых образ молодой горянки, поднявшей жителей Алагирского ущелья к борьбе против незваных гостей, и образ старика, отражавшего натиск нрагов до подхода жителей всего ущелья.

Важной гранью поэтической деятельности X. Плиева является работа по художественному переводу произведений поэтов на осетинский язык. Он перевел ряд произведений Пушкина, Лермонтова, Шевченко, Некрасова, Н.Чавчавадзе, А. Церетели, главы из поэмы Руставели «Витязь в тигровой шкуре», армянский народный эпос «Давид Сасунский».