БОЦИЕВ Барон

Заведующий районо и агит-массовым отделом Алагиро-Ардонского райкома партии, редактор общественно-литературного журнала «Мах дуг», председатель Союза советских писателей Северной Осетии, директор Музея осетинской литературы, преподаватель осетинской литературы в Северо-Осетинском пединституте, директор Северо-Осетинского научно-исследовательского института, председатель Комитета по делам искусств при Совете Министров СО АССР — такова разносторонняя общественно-партийная деятельность Боциева.
Барон (Борис) Тимофеевич Боциев родился 13 сентября 1901 г. в сел. Тиб. Детство его прошло в нужде и непосильном труде, с малых лет вынужден был батрачить и оказывать материальную помощь семье, забота о которой после смерти отца (1919 г.) целиком легла на его плечи.

В 1913 г. Барон окончил сельскую церковноприходскую школу и вскоре уехал во Владикавказ продолжать образование. Но поступить в школу ему не удалось, и он работал то разносчиком газет, то «мальчиком» в магазине, то подмастерьем у ювелира.

1917 г. Боциев вернулся в родное село и жил там до 1923 г., пока вновь не уехал во Владикавказ учиться. В 1923 г. он вступил в комсомол, а в 1926 г. стал членом Коммунистической партии. 1926-30 — это годы учебы Боциева в Коммунистическом университете трудящихся Востока в Москве, а с 1932 г. по 1935 г. он учится в аспирантуре Северо-Осетинского научно-исследовательского института, специализируясь по осетинской филологии.

Заведующий районом и агит-массовым отделом Алагиро-Ардонского райкома партии, редактор общественно-литературного журнала «Мах дуг», председатель Союза советских писателей Северной Осетии, директор Музея осетинской литературы, преподаватель осетинской литературы в Северо-Осетинском пединституте, директор Северо-Осетинского научно-исследовательского института, председатель Комитета по делам искусств при Совете Министров СО АССР — такова разносторонняя общественно-партийная деятельность Боциева. Будучи на посту председателя Комитета по делам искусств он скончался 20 июля 1944 года.

Первые поэтические опыты Боциева относятся к 1925 году, когда он написал первое стихотворение «Пусть смеются» («Уадз æмæ худæнт»).

Творчество Боциева достигает своего расцвета в период довоенных пятилеток, в эти годы выходят его сборники «Волны борьбы» («Тохы фæйлауæнтæ», 1932 г.), «Море» («Фурд», 1936), «Разбитая цепь» («Саст рæхыс», 1936), «Радостные дни» («Цины бонтæ», 1937), «Радость Октября» («Октябры цин», 1937), «Человек и лев» («Лæг æмæ домбай», 1940), «Стихи и поэмы» («æмдзæвгæтæ æмæ поæмæтæ», 1941). Характерной чертой его произведений является радостное восприятие новой жизни, патриотизм.

Во многих стихотворениях поэт рассказывает о тяжелой доле горца-бедняка и женщины-горянки в дореволюционных условиях («Откуда ты родом?»—«Кæцон дæ?», «О чем были мои думы» — «Цæуыл уыд мæ сагъæс», «К матери» — «Мæ мадмæ», «Река Сказ» — «Схъазыдон», «Зимою»—«Зымæджы», «К женщине-горянке» — «Хæххон сылгоймагмæ» и др.).
Много стихотворений посвящено теме коллективизации. Поэт воспевает труд людей, одержимых невиданным энтузиазмом («Девушка-колхозница» — «Колхозон чызг»; «Орденоносец Сафират» — «Орденджын Сафирæтмæ», «Горской девушке» — «Хæххон чызгмæ», «Республика», «Колхозная весна» — «Колхозон уалдзæг и др.)
Стихотворение «Девушка-колхозница», как и некоторые другие стало популярной песней.

В стихах Боциева тема Родины тесно связана с темой ее защиты. В произведениях предвоенного периода есть стихотворения, в которых поэт предупреждает об опасности войны и призывает советских людей быть бдительными и готовыми дать отпор врагу.
Мотивы интернационализма и дружбы народов также занимают большое место в поэзии Боциева, проявлявшего интерес к жизни братских народов («В пути» — «Фæндагыл»; поэма «У дороги» — «Фæндаггæрон» и др.).