МАЛИЕВ Георгий

Поэтическое наследие Малиева невелико по объему, но весьма своеобразно. По яркости ритмического рисунка, силе эмоционального воздействия творчество поэта относится к лучшим образцам осетинской лирики.
Георгий Гадоевич Малиев родился 23 октября (по старому стилю) 1886 г. в сел. Христиановском Северной Осетии, куда его родители переселились из горного села Мост в 1868 г. и где находились на положении временнопроживающих. В 1902 г. Малиев окончил Махческую двухклассную церковноприходо кую школу. В 1903—1907 гг. учился в Ардонской духовной семинарии. Будучи учеником третьего класса был исключен из семинарии за участие в волнениях учащихся против беззаконных действий администрации.

Попытки юноши поступить в учебное заведение какого-нибудь города России не имели успеха. Вернувшись в Осетию, учительствовал в горных селах Дигории, публиковал стихи, рассказы, корреспонденции на русском языке в газетах «Терские ведомости», «Горская жизнь» и «Владикавказский листок».

В 1917 г. Г. Малиев вступил в ряды революционно-демократической партии «Кермен». Много сил вложил в дело упрочения Советской власти в Северной Осетии. Г. Малиевым, председателем партии «Кермен», и была подписана телеграмма от имени партии «Кермен» В. И. Ленину, в которой было сказано, что «сыны Осетии жаждут осуществления лозунгов третьей революции». В декабре 1917 г. был избран в состав Владикавказской Городской думы.

После установления Советской власти в Северной Осетии Г. Малиев учительствовал в разных селах Осетии.
В 1937 г. он был необоснованно репрессирован. Умер 31 мая 1942 г. Исчезло и его рукописное наследие, сохранились лишь опубликованные при жизни произведения. Реабилитирован посмертно.

Георгий Малиев — «вдохновенный поэт-романтик и великий мечтатель» (В. Абаев) — писал стихи на русском и осетинском языках. Но его талант более всего проявился в произведениях. написанных на дигорском диалекте осетинского языка, и известность ему принес сборник стихов «Ираф».
Основной мотив дореволюционной поэзии Г. Малиева — любовь и сострадание к обездоленным, бесправность горской бедноты («Дзидзил», 1936), «Немой» («Гоби», 1916). В поэме «Гудзуна» автор высветил высокие человеческие качества бедного горца. Гудзуна играет на свирели, как нарт Ацамаз, а в борьбе с иноземным врагом он сродни нарту Батрадзу.

В поэзии Г. Малиева особое место занимает образ женщины-горянки, угнетенной жестокими обычаями («Песня девушки», «Дзуле», «Плач похищенной» — «Скъафди гъарæнгæ»). Горец, стремящийся к свободе, к лучшей жизни, в стихотворении «Волна» представлен горным потоком, вырывающимся из теснин гранитных скал на широкий простор долины. Та же тема звучит и в стихотворении «Орел-пленник». Надо отметить, что в начале творческого пути в стихах поэта не звучала революционная тема. И только в период Октябрьской революции, которую поэт встретил с радостью, прозвучал его призыв к отважной борьбе за свободу народа («Глашатай» — «Федог», 1919).

Г. Малиев написал цикл лирических стихотворений о любви («Веретено» — «Æлхуинæ», «Песня девушки», «Фатима», «Мне вспомнилась песня родная»). В стихотворении «Веретено» поэт сумел передать душевное состояние юной горянки, сердце которой впервые опалило пламя любви при встрече с молодым всадником в черной бурке.
В поэзии Г. Малиева есть и романтические поэмы, созданные в основном по мотивам народного творчества осетин. Обращение поэта к фольклору свидетельствует о новом этапе поэтического мастерства автора. В то же время фольклор служил для поэта и средством более глубокого раскрытия народного характера.
По фольклорным сюжетам созданы поэмы «Два пастуха» («Дууæ фыййауи»), «Сын Уахатага маленький Гуйман» («Уæхатæги фурт минкъи Гуйман»), «Темур-Алсак», «Сын пастуха бедный Махамат» («Гъонгаси фурт мæгур Мæхæмæт»), «Дзан-дзирак», «Симд нартов» и др.
Герои поэм четко разделены по морально-этическим качествам, соответственно на бедных и богатых, при этом симпатии поэта всецело на стороне бедных, которые смело вступают в борьбу с классовым врагом.

Поэма «Два пастуха» — это поэтическая обработка сюжета популярной народной песни «Пастух Черной горы» («Сау хохы фыййау»).
Своей искусной игрой на свирели и красотой души молодой пастух Махамат покорил сердце юной красавицы Гиданны, дочери богатого хана. Узнав об этом, хан казнил Махамата. Гиданна не перенесла этого и покончила с собой. В обществе социального неравенства и сословных предрассудков не может быть счастливой любовь бедняка и дочери богача — такова мысль, которую утверждает автор.
Жители горного селения Кет отказались платить дань оседланными конями и девушками кабардинскому князю Дзасболату (поэма «Темур-Алсак). Тогда князь похищает лучшую девушку села Дигизу. Отважный юноша Темур-Алсак погнался за насильником, убил его и возвратил девушку родителям. Жители села решили выдать Дигизу за Темур-Алсака, но он отказался, заявил, что поклялся свою жизнь посвятить борьбе против алдаров, врагов народа и что она с ним не будет счастлива. Но решение Темур-Алсака объясняется не только этим: богатый отец Дигизы раныне отказался выдать дочь за бедняка Темур-Алсака.

Поэма «Дзандзирак» — история, разыгравшаяся в результате клеветы и непродуманных поступков. Кундзай тайно любит жену Камболата, красавицу Дзандзирак. В расчете на то, что Камболат прогонит «неверную» жену и она достанется ему, Кундзаю, он оклеветал Дзандзирак, будто она изменила мужу. Но муж не прогнал, а убил жену. У могилы покойницы кле-ветник вынужден был признаться в своем коварстве. Камболат и сын Кундзая убивают друг друга.

Г. Малиевым написано несколько новелл: «Смерть глашатая» («Федоги мæлæт»), «Скрытный» («Эхгæдзæрдæ»), «Лавина» («Хæрæ») и др.
Перу Г. Малиева принадлежит и водевиль в стихах «Охотники» («Цауæйонтæ», 1921), в котором высмеивается старый ловелас Поцо, мечтающий жениться на юной красавице.
59
Бундори Гъарæнгæ (Бындуры Катай) / Георги Малити. Читает Тамерлан Камболов,
МАЛИЕВ Георгий
41
Федог / Георги Малити (читает Вадим Цаллати),
МАЛИЕВ Георгий
80
Æлхуйнæ (Æлхуый) / Георгий Малиев. Читает Зарина Каирова,
МАЛИЕВ Георгий
135
"Федог" / Георгий Малити/ Читает Зураб Макиев,
МАЛИЕВ Георгий