СЕГОДНЯ ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ ОСЕТИНСКОГО ПОЭТА ЦАГОЛОВА ГЕОРГИЯ
22 Апреля 2015
Георгий Михайлович Цаголов (литературный цсевдоним Макар Незаметный) родился 22 апреля 1871 г. в сел. Христиановском Северной Осетии. Отец его получил духовное образование в Тифлисской духовной семинарии и некоторое время служил священником, но вскоре отказался от священнического сана и работал учителем, занимался сельским хозяйством.
Георгий несколько месяцев проучился в школе родного села, а в сентябре 1879 г. его ртдали в Моздокскее духовное училище, которое окончил в 1885 г. и в том же году поступил в Ставропольскую духовную семинарию. Но через два года он был исключен из семинарии за чтение недозволенных книг. Попытки продолжить учббу в какой-либо школе не привели к желанным результатам. Началась его трудовая жизнь: чернорабочий на соляном заводе в Баталпашинске, телеграфист на железнодорожной почте, сельекий учитель, сельский писарь в Донифарсе и Махческе, Алагире, Чиколе и т.д.
С 80-х годов все чаще стали появляться в кавказской и центральной прессе его статьи по различным вопросам общественной жизни, больше—о сельской. Писал корреспонденции, репортажи, фельетоны, рецензии на книги и театральные спектакли, статьи на экономические, общественно-политические и литературные темы. В результате глубокого исследования положения безземельных горцев и появился историко-экономический очерк Цаголова «Край беспросветной нужды» (1912). В те же годы Цаголов работал и над художественными произведениями.
Писатель утверждал идею тесной связи поэзии с жизнью народа, выступал против безыдейной и бессодержательной поэзии декадентов, сам стоял на четкой позиции реалистической поэзии.
Сборник поэтических произведений Г. Цаголова «Осетинские мотивы» был издан в 1907 г.
Как и в публицистических статьях и очерках, Г. Цаголов в своих поэтических произведениях создавал картины невыносимо тяжелой жизни осетинского народа, долей которого был «один лишь ряд страданий».
В поэме «Рассказ дигорца», поэт повествует о судьбе женщины-вдовы, которая, не выдержав борьбу с нуждой, нашла спасение в бурном потоке Уруха.
Картины «царства нищеты» поэт нарисовал во многих своих стихотворениях: «Из песен дня», «Два пастуха», «Иналук» и т.д.
Для героя стихотворения «Песнь Кудайната» его родина— это «край, захлебнувшийся в пучине волн кровавых, край, не видавший дней счастливых никогда!»
В сатирическом стихотворении «Темболат» поэт показал реакционную сущность зарождавшейся в начале XX в, сельской буржуазии. Темболат, благодаря своему богатству, выдал замуж свою некрасивую дочь за лучшего парня села, а глупого сына женил на лучшей девушке.
Отрицая прошлое, Цаголов не очень ясно представлял себе будушее своего народа, но в ряде стихотворений выражал веру в «лучезарный час» («Прометей», 1910).
Г. Цаголов посвятил три проникновенных стихотворения певцу свободы Коста Хетагурову и украинскому кобзарю Тарасу Шевченко.
Содержательны и поэтичны рассказы Г. Цаголова «Зимней ночью», «Степь смерти» и «На берегу Каспия».
В незаконченном романе «В Болотйнске» писатель подвергает критике развивающийся на Кавказе капитализм, указывает на его пороки: эгоизм, нажива, жадность, ненависть к человеку, эксплуатация рабочих, их тяжелые материальные и бытовые условия. Начало романа печаталось на страницах газеты «Терские ведомости» (№№ 72—123 за 1915 г.), но дальнейшая публикация была запрещена местными властями.
Октябрьскую революцию Г. Цаголов сравнил с «ярко-прекрасным солнцем», выражая веру в окончательную победу трудового народа («На новый год», 1919).
В советское время он продолжает основную тему своего творчества—изображение жизни дореволюционной Осетии, но параллельно с ней развивает другую — тему строительства социализма («Море великое», «Осетия», «Женщине» и др.)-
Умер Георгий Цаголов 10 августа 1939 г. в городе Орджоникидзе.