Гино Фадеевич Бараков родился 19 февраля 1890 г. в сел. Алагир Северной Осетии. Два года мальчик проучился в сельской школе, но вынужден был оставить ее: семья оказалась в тяжелом положении, потеряв отца, единственного кормильца пяти детей. Гино тогда исполнилось двенадцать лет.
Подготовившись с помощью местного учителя Василия Дзасохова, он поступил в Ардонскую семинарию, но за активное участие в революционной деятельности был временно исключен и закончил семинарию в 1911 г. Два года учительствовал в Кадгаронской школе. Год учился в Московском коммерческом институте, но, не имея средств к существованию, вернулся на родину.
В начале империалистической войны Баракова призвали в армию. Окончив военную школу в чине поручика, он попал на Турецкий фронт. В армии был тесно связан с революционно настроенными солдатами и офицерами. После Февральской революции 1917 года вернулся в Северную Осетию.
В марте 1918 г. Бараков вступил в Коммунистическую партию. На объединенном съезде Северной и Южной Осетии был избран комиссаром Алагирского района, где он создавал партийные ячейки, организовал партизанские отряды, мужественно боролся против Деникина.
После гражданской войны Бараков занимал ответственные посты: начальника областной милиции, редактора первой большевистской газеты «Кермен», секретаря Алагирского райкома партии, заместителя прокурора области, редактора газеты «Растдзинад», директора научно-исследовательского института и т.д. В 1937 г. Бараков был необоснованно репрессирован, умер он 23 октября 1937 г. Реабилитирован посмертно.
Первые поэтические опыты Баракова относятся ко времени его учебы в Ардонской семинарии. Но стихи того времени не сохранились. Его ранние публикации были в «Осетинской газете» 1917 г.
Свою первую книгу Бараков назвал «Вожак» («Раздзог», 1921). Основа книги — народные легенды и пословицы. Широко пользуясь образным народным языком, писатель бичует вредные обычаи и нравы.
Вторую книгу «Песни и стихи» («Зарджытæ æмæ æмдзæвгæтæ», 1924) Бараков посвятил комсомолу Осетии.
В своих произведениях писатель-реалист рисовал жизнь трудового народа, его тяжелое экономическое положение и политическое угнетение в прошлом.
Творчество Баракова неотделимо от его революционной деятельности. Он первый в осетинской литературе создал образы борцов, отдавших жизнь в борьбе с врагом молодой Советской власти (рассказ «Арабиев Гургок»), Мать вручает последнему сыну-кормильцу ружье и посылает его защищать Советскую власть, «истребить богачей или погибнуть» («Гыцци», 1920). Бараков призывает к трудовым подвигам и учебе («Песня молодежи» — «Фæсивæды зарæг», 1920; «Песня борьбы» — «Тохы зарæг, 1920; «Песня пионеров» — «Ногдзауты зарæг», 1923), выступает против таких уродливых явлений, как воровство («Вор» — «Хуыснæг», 1922), пьянство («Могучие» — «Гуыппырсартæ», 1919), кровная месть («Дзарах», 1917, «Живи!» — «Цæр», 1923).
По мотивам народной поэзии им написаны поэмы-кадаги «Азджериты Куцук» и «Алагирский кадаг», стихотворение «Чермен», рассказы «Красавица земли» («Бæстырæсугъд»), «Тауче», «Кто виноват» («Аххос») и др. Фольклорные произведения Баракова отличаются глубокой идейностью и высокой художественностью, герои их наделены лучшими чертами.
Гино написал несколько рассказов для детей: «Друзья» («Æмбæлттæ»), «Пестрый» («Хъулон»), «Всадник Хатаг» («Хæтæг барæг»), «Медведь и кабаны» («Арс æмæ хуытæ») и др. «Песня девушки» («Чызгайы зарæг») на слова Баракова стала популярной в народе. И слова и музыка дуэтов «Муж и жена» («Ус æмæ лæг») и «Девушка и юноша», («Чызг æмæ лæппу») написаны Бараковым.
Музыка — неотъемлемый элемент всей поэзии и прозы Баракова. В неболыпой поэме «Смерть» («Мæлæт») поэт создал образ слепого музыканта Дзараха, который не мыслил свою жизнь без фандыра.
Художественный перевод — еще одна грань творчества Баракова. Он перевел на осетинский язык некоторые произведения Пушкина, Лермонтова, М. Горького, В. Гюго, К. Хетагурова и др.