Сека Гадиев – поэт, прозаик, основоположник художественной прозы на осетинском языке родился в 1855 году в селении Ганис в Гудском ущелье, в верховьях реки Арагвы. Детство Сека провел в нужде и тяготах. Грамоте он научился в 18 лет.
В 1872 году стал служить псаломщиком в Гудской церкви. Однако небольшое жалованье не могло обеспечить существование семьи из 8 человек, и в том же году Сека в поисках лучшей жизни переселился в Северную Осетию. Здесь он также продолжал служить псаломщиком в осетинских селениях. Однако материальное состояние семьи заметно не улучшилось. Его детям, как и ему самому, часто приходилось батрачить.
В 1912 году Сека поселился во Владикавказе. Через три года жизнь Сека Гадиева трагически оборвалась.
Писать Гадиев начал в конце семидесятых годов XIX века. Однако самоучкой, овладевшему грамотой горцу-крестьянину долго и упорно пришлось работать над расширением своих литературных знаний и грамотности.
Наиболее ярко и всесторонне талант писателя проявился на рубеже XIX-XX веков. С самого начала своей творческой деятельности Сека испытал сильное влияние поэзии Коста Хетагурова. Первый сборник стихотворений Гадиева «Осетинский пастух» вышел в свет в 1905 году. Он состоял из 25 стихотворений и 22 басен. С самого начала своей писательской деятельности Гадиев стоял на позициях реализма. Всю свою жизнь он провел в гуще трудового народа, среди бедноты. Непосредственно общаясь с массами, он прекрасно знал мысли и чаяния простых людей. Угнетенное положение народа, заветная мечта и стремление трудовых масс к светлому будущему нашли четкое отражение в стихотворениях Гадиева.
Многие стихи Сека посвящены вопросам нравственности и морали. Он выступал против пышных поминок, пьянства, воровства, лени.
Прекрасный талант Гадиева раскрылся главным образом в прозе. Он считается одним из зачинателей художественной прозы на осетинском языке. Основное место в прозе Сека Гадиева занимают рассказы, снискавшие писателю общенародное признание.
Важнейшим мотивом его рассказов является описание тяжелой доли осетинского крестьянства. Сюжетами для рассказов служили как явления общественной жизни, так и исторические предания и были. Так, в рассказе «Арагвийский алдар Эристав Нугзар» повествуется о чудовищном произволе и злодеяниях князя Эристава Нугзара и последовавшей после мести осетинских крестьян.
Ряд лучших своих рассказов Сека посвятил судьбе горянки. Среди этой серии особо выделяется яркий рассказ «Азау», в котором повествуется о трагической любви двух молодых людей, ставших жертвами обычаев старины. Попытка отстоять своё право на счастье окончилась для влюбленных трагически.
Заметное место в творчестве Гадиева занимают произведения, рисующие картины современной ему общественной жизни и быта осетин. В драме «Гадалка Госама» писатель раскрывает образ хитрой гадалки Госама, которая дурачит темных людей, пользуясь их суеверием и невежеством.
В рассказе «Ласточка» повествуется о лживом священнике, который проповедует любовь к человеку, помощь бедным, честность, а сам поступает наоборот.
Немало у Сека Гадиева и публицистических статей, где писатель резко критикует существующие порядки и власть.
Творчество писателя-самоучки Сека Гадиева – крупное явление в истории осетинской дореволюционной литературы.